РусскийБеларускiEnglish

 

225710 г. Пинск, ул. Центральная 18

Государственное учреждение образования
"Средняя школа №8 г. Пинска"

 

Главная | Одно окно | Об учреждении | Учащимся | Родителям | Учительская | Сервисы | Школьное питание

 

Меню раздела

 

 

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

 

Тра́вля (буллинг) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны другого, но также часто группы лиц, не обязательно из одного формального или признаваемого другими коллектива. Травлю организует один (лидер), иногда с сообщниками, а большинство остаются свидетелями. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны. Травля может быть и в физической, и в психологической форме. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности.

Существуют две основные формы травли:

  • Психологическая форма травли — это угрозы, насмешки, клевета, изоляция и т. д.
  • Физическая форма — толчки, побои, прочие насильственные действия, порча имущества жертвы и т. д.; иногда бывает с использованием оружия.

На выбор формы травли влияет возраст участников (травля у детей мягче, чем у подростков) и пол (мужчины чаще используют физическую форму, а женщины — психологическую).

В последнее время возникла и интернет-травля (кибербуллинг) — травля через Интернет, электронную почту, SMS и т. д.

Жертвы травли в школе

Жертвами травли в школе чаще всего становятся:

  • двоечники;
  • круглые отличники;
  • любимчики учителей;
  • физически слабые дети;
  • дети, гиперопекаемые родителями;
  • ябеды;
  • дети учителей;
  • страдающие заболеваниями, выделяющими их из коллектива;
  • не имеющие современных электронных новинок или же имеющие самые дорогие из них, недоступные другим детям;
  • вундеркинды;
  • дети с нетривиальным, отличающимся от стандартного, мировоззрением («белые вороны»);
  • дети плохо обеспеченных (бедных) родителей;
  • представители национальных меньшинств.

Последствия травли

В травле есть три роли: жертва, агрессор и свидетель. Негативные последствия травли, как отмечают психологи, возникают у всех трёх групп участников травли.

Самые тяжёлые последствия травли проявляются у жертвы. Чаще всего травля приводит к тому, что жертва теряет уверенность в себе. Также это явление может приводить к разной тяжести психическим отклонениям, а также психосоматическим заболеваниям, и может выступить причиной самоубийства или организованного нападения на место, в котором училась жертва. В этом случае важно объяснить человеку, что его травят, и показать, как действовать в сложившейся ситуации.

Страдают свидетели, получая опыт бессилия перед властью толпы и стыда за своё слабодушие, поскольку не решился вступиться и поддерживал травлю из страха самому оказаться жертвой.

Опыт насилия деструктивен и для личности агрессора. Этот опыт приводит к огрублению чувств, отрезанию возможностей для тонких и близких отношений, в конечном итоге — к деструктивным, асоциальным чертам личности. У него разрушаются механизмы формирования близости с другими людьми, ему труднее создать доверительные и теплые отношения с партнёрами и родственниками, в том числе собственными детьми. В отдельных случаях доведённая до отчаяния жертва может попытаться отомстить обидчику путём нанесения тяжких травм.

 Рекомендации для педагогов по профилактике буллинга:

·        следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников;

·        следует пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников;

·        если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете;

·        помогают объединить класс совместные мероприятия, поездки, постановки спектаклей, выпуск стенгазет и т.д.;

·        необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя и самоутвердиться за счет своих способностей, а не за счет унижения других;

·        следует избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках. Некоторые учителя даже оценки за контрольные работы не объявляют публично, а выставляют в дневники;

·        разбор ошибок необходимо делать, не называя тех, кто их допустил, или индивидуально. Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве, обратить их внимание на чувства жертвы.

Рекомендации по проведению беседы с пострадавшем ребенком

Если Вы – первый человек, кому ребенок рассказал о травле:

  • сохраняйте спокойствие;
  • скажите ребенку, что Вы ему верите и, что он поступил правильно, рассказав Вам об издевательствах, травле;
  • выслушайте его рассказ внимательно, проявите терпение, постарайтесь сдержать свои эмоции;
  • скажите ребенку, что произошедшее с ним – это не его вина;
  • заверьте ребенка в том, что Вы сделаете все возможное, чтобы обеспечить его безопасность;
  • проговорить с коллективом сверстников определившуюся проблему;
  • при необходимости привлечь родительскую общественность.

 Рекомендации для проведения беседы с ребенком-агрессором.

В работе с агрессором важно:

1. Попытаться выяснить его мотив.

2. Говорить о последствиях для агрессора, а не для жертвы, так как детям-агрессорам трудно сопереживать и проявлять эмпатию.

3. Задавать больше открытых вопросов

- Кто там был?- Кто что делал?- Как это выглядело?- Что происходило?- Как он (ты) себя повел?- Как он (ты) ответил?

- Что происходило дальше?

- Кто в этом принимал участие? Как?

Использовать вопросы «зачем?», «чего ты хотел, когда это делал?», «с какой целью ты это делал»

4. Задавать вопросы по одному, давать ребенку время на обдумывание ответа.

5. Важно, чтобы ребенок признал, какие именно действия он совершал в отношении жертвы: «Что конкретно ты делал».

 

 

 Министерство образования РБ          

 

Почтовый адрес: 225715, г. Пинск, ул. Центральная, 18

Телефон: 61-68-05

Факс: 61-68-05

Адрес электронной почты: sch8@pinsk.edu.by

Банковские реквизиты:

Благотворительный счет № BY81 AKBB 3642 0000 0012 9120 0000
Ф-л 121 Беларусбанк код 854
УНП 200299036
Государственный регистрационный номер 2141711618 от 19.04.2017г.