ПОЛОЖЕНИЕ
о классах профильного обучения
- Общие положения
1.1 Настоящее Положение разработано в соответствии с:
- Главой 5 «Сохранение и укрепление человеческого потенциала для устойчивого развития государства» в разделе «Развитие сфер образования и здравоохранения» Программы деятельности Правительства Республики Беларусь на 2015 год, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 2015 года № 110;
- Концепцией развития профессиональной ориентации молодёжи вРеспублике Беларусь (Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь 31 марта 2014 г. № 15/27/23);
- Инструктивно-методическоим письмом «Об организации в 2015/2016 учебном году профильного обучения на III ступени общего среднего образования», Министерство образования Республики Беларусь, 22.05.2015 № 05-21/90-и.
1.2Решение об организации профильного обучения может быть принято только при соблюдении всего комплекса условий:
1) готовность и заинтересованность всех участников образовательного процесса в организации профильного обучения на III ступени общего среднего образования;
2) наличие необходимых кадровых, материально-технических и учебно-методических ресурсов:
3) рациональное сочетание возможностей (количество имеющихся часов факультативных занятий, учебных кабинетов различной площади, режим работы, сменность занятий) с запросами учащихся и их законных представителей, а также с финансовыми возможностями учреждения (в рамках общего количества учебных часов, предусмотренных типовым учебным планом исходя из количества классов в учреждении и Положением об учреждении общего среднего образования, предусматривающим возможность увеличения количества часов при изучении отдельных учебных предметов);
4) безусловное соблюдение санитарно-гигиенических требований при организации образовательного процесса (в том числе при составлении расписания учебных занятий);
5) наличие эффективной системы сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, учреждениями высшего образования, иными учреждениями образования.
- Порядок приёма и отчисления учащихся
2.1 Зачисление учащихся в профильные классы проводится на конкурсной основе по результатам обучения на II ступени общего среднего образования: отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам, средний балл свидетельства об общем базовом образовании – не ниже 6. В профильные классы без учета среднего балла свидетельства об общем базовом образовании и отметок по профильным предметам зачисляются победители третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по соответствующим (профильным) учебным предметам.
2.2 Для организации приёма создаётся комиссия, состав которой утверждается директором учреждения образования.
2.3 Зачисление учащихся в профильные классы оформляется приказом директора и доводится до сведения их родителей.
- Организация образовательного процесса
3.1 При реализации профильного обучения возможно несколько моделей формирования X классов:
модель 1: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне одинаковые учебные предметы;
модель 2: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне разные учебные предметы;
модель 3: объединение в одном классе учащихся, изучающих отдельные учебные предметы на повышенном уровне и изучающих все учебные предметы на базовом уровне.
3.2 Разработку учебного плана учреждения общего среднего образования на учебный год осуществляется по следующему алгоритму:
– учащимся и их законным представителям предлагается типовой учебный план средней школы, в котором предусмотрено количество учебных часов для изучения учебных предметов на базовом и повышенном уровнях;
– учащиеся определяют два – три учебных предмета, которые будут изучать на повышенном уровне, и передают свои предложения администрации учреждения общего среднего образования;
– на основе имеющейся информации с учетом возможностей учреждения общего среднего образования определяется количество направлений, по которым желают обучаться учащиеся. Исходя из этих данных формируются профильные группы учащихся (в соответствии с пунктом 62 Положения об учреждении общего среднего образования). Изучение учебных предметов, не выбранных учащимися в качестве профильных, изучаются в составе класса.
3.3 Учебные часы факультативных занятий, указанные в типовом учебном плане, считаются в целом на учреждение общего среднего образования и распределяются на проведение как обязательных факультативных занятий, указанных в Положении об учреждении общего среднего образования, так и на изучение учебных предметов на повышенном уровне.
3.4 Суммарный объем учебных часов не должен превышать общее количество часов, финансируемых из бюджета в каждом классе, в том числе и в Х профильном классе.
3.5 Каждый учащийся X класса имеет свою индивидуальную образовательную траекторию (свой индивидуальный образовательный маршрут).
3.6 Расписание учебных занятий составляется для каждой группы (или класса) и для каждого учащегося с учетом требований Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 206.
- Кадровое и финансовое обеспечение
4.1 В классах профильного обучения должны осуществлять образовательный процесс высококвалифицированные кадры (учитель-методист, учитель высшей или первой квалификационной категории).
4.2 В учебных кабинетах необходимо наличие материально-технической базы, позволяющей в полном объёме реализовать содержание учебной программы соответствующего учебного предмета, изучаемого на повышенном уровне.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ МОЕГО РЕБЁНКА»
Уважаемые родители!
С целью повышения эффективности и качества школьного образования просим Вас ответить на ряд вопросов, касающихся введения профильного обучения. Выберите и подчеркните нужный вариант ответа или напишите свой!
Ф.И ребёнка ___________________________ школа ______ класс _________
1. Определились ли Вы в выборе будущей профессии для Вашего ребёнка?
o Совместно выбрали одну профессию;
o Есть несколько вариантов, устраивающих всех;
o Наши мнения с мнением ребёнка серьёзно расходятся;
o Ещё не определились.
2. Какие учебные предметы Вы считаете необходимым изучать глубже в старших классах для дальнейшего образования Вашего ребёнка? (Перечислите)
__________________________________________________________________
3. Какая помощь необходима Вам и Вашему ребёнку для принятия решения о выборе профиля обучения?
o Сделаем выбор самостоятельно;
o Необходимо дополнительное информирование со стороны администрации;
o Необходима помощь и консультации педагогов;
o Необходима консультация педагога-психолога.
4. На какие курсы предпрофильной подготовки Вы посоветуете пойти своему ребёнку?
o Углубленные курсы по интересующему предмету;
o Профориентационные курсы, дающие знания по какой-либо профессии;
o Интегрированные курсы, обобщающие несколько предметов;
o Другое (что именно) ___________________________________________
5. Какой профиль Вы хотели бы избрать для своего ребёнка?
Посмотреть несколько открытых уроков в профильных классах можно здесь