РусскийБеларускiEnglish

 

225710 г. Пинск, ул. Центральная 18

Государственное учреждение образования
"Средняя школа №8 г. Пинска"

 

Главная | Одно окно | Об учреждении | Учащимся | Родителям | Учительская | Сервисы | Школьное питание

 

Меню раздела

 

 

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

 

Опасные игры со смертью, или Как уберечь ребёнка от суицида?

Опасные игры со смертью, или Как уберечь ребёнка от суицида?

  Нашумевшая история о 15-летнем подростке Владе Зеленом, который 22 декабря у себя дома в Барановичах покончил жизнь самоубийством, потрясла буквально всех жителей страны. Что привело к трагедии? Конфликт в новой школе со сверстниками? Драка с одноклассником?.. К сожалению, жизнь молодого человека уже не вернуть, однако самое страшное в этой ситуации – это то, что трагедию можно было предотвратить.

  Ужасающая статистика

 Согласно информации, размещенной на сайте Следственного комитета Республики Беларусь, в 2015 году выявлено 26 случаев самоубийств среди несовершеннолетних. Причем большинство из них произошло в Минске (7) и Витебской области (6). В 2016 году (до 23 мая) – 13 самоубийств среди несовершеннолетних. В печальной статистике лидирует Минск (4) случая. В основном на суицид решаются подростки в возрасте 16-17 лет. 

  За последние два года в Брестской области наблюдается рост числа подростковых суицидов. 

  Как отметила врач-психиатр-нарколог, заведующий детским психиатрическим кабинетом филиала «Межрайонный психоневрологический диспансер» Наталья Подилова, основные причины суицидальных попыток – неразделенная любовь, проблемы в семье, межличностные конфликты. Наталья Владимировна назвала факторы, которые должны насторожить взрослых в поведении детей: внезапная замкнутость; избегающее поведение (необъяснимые или часто повторяющиеся уходы из дома, школы); употребление спиртных напитков или наркотических веществ; внезапное враждебное поведение; склонность к рискованным поступкам; прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях. 

  Как правило, подросток старается сделать так, чтобы другие увидели его боль, остановили, переубедили и изменили ход его мыслей. При этом каждый ребенок нуждается в любви, взаимопонимании и заботе со стороны взрослых. Это базисные потребности, от которых зависит психическое здоровье подростков. 

  Первым шагом помощи такому ребенку является доверительное общение. Очень важно, чтобы он мог обсудить вопросы с родителями, значимыми взрослыми. 

  Защиту от суицидального поведения обеспечивают поддержка со стороны семьи; умение обращаться за помощью при возникновении трудностей, например, в учебе; умение общаться со сверстниками и взрослыми; открытость к мнению и опыту других людей; участие в общественной жизни.

  «Группы смерти» в соцсетях 

  «Синий кит», «Тихий дом» – это не что иное, как «группы смерти» в интернете. Только вдумайтесь: в сети существуют сотни открытых групп, которые пропагандируют тему одиночества и безысходности, где смерть – это решение всех проблем. 

  Как всё начиналось? 

  В декабре 2015 года некий Филипп Лис (псевдоним), он же Филипп Будейкин, создал группы ВКонтакте, которые позже вызовут небывалый общественный резонанс. Суть «игры» в следующем. Участнику дается 50 дней. Каждый день подросткам необходимо выполнять по одному заданию. Например, нацарапать на руке символику группы – синего кита, порезать вены, снять видеоролик. Постепенно испытания усложняются. Итог «игры»  всегда одинаковый – совершить самоубийство. Все это время действия молодых людей контролирует специальный человек, которого в сети окрестили куратором. Если участник на каком-то этапе желает отказаться от участия, злоумышленники вычисляют его по IP и угрожают расправой над родственниками. К слову, администратор «групп смерти» Филипп Лис задержан правоохранительными органами. Оценку действиям 21-летнего человека даст суд. 

  В зоне риска каждый подросток 

  Часто дети выкладывают много информации о своих близких, знакомых, о себе, даже не задумываясь, какие могут быть последствия. Грустные посты в интернете, картинки, депрессивные статусы – все это может привлечь интернет-маньяков. Как правило, люди, которые подстрекают молодежь к суициду, тщательно мониторят социальные сети.

  Кто жертвы и сколько их? 

  Символ группы – синий кит – был выбран не случайно. Известно, что эти морские животные осознанно совершают массовые самоубийства, выбрасываясь на берег. В таких сообществах способность к самоубийству привязывают к внутренней свободе человека. 

  По данным «Новой газеты», жертвами смертельной игры стали 130 подростков. Самый известный случай – это самоубийство 16-летней девушки Рины Паленковой (псевдоним). Девушка опубликовала на своей странице «ВКонтакте» фотографию на фоне движущегося поезда с подписью: «Ня. Пока», которое набрало 430 000 лайков и более 13 000 репостов. Вероятно, что кто-то решил сотворить из Рины сетевого кумира и немало в этом преуспел. До сих пор ведутся споры, кто выложил фото погибшей девушки в соцсети, однако ясно одно – в этой запутанной истории будет разбираться следствие. 

  Что должно насторожить? 

  Самый главный звоночек – это то, что ваш ребенок не высыпается, ходит обессиленный и уставший. Ведь большинство «игр» проводится именно ночью. Например, игра «разбуди меня в 4.20», которая подталкивает детей не ложиться спать. Делается это исключительно ночью, для того чтобы нарушить привычный режим сна ребенка – психика становится более восприимчивой к воздействию. 

  Нет ничего проще, чем зайти в историю браузера и посмотреть, какие страницы посещает ваш ребенок. Обращайте внимание, в каких группах он сидит, какие новости читает.  

  Расследование темы 

  В сети появилась информация, что группа «ВКонтакте» стала блокировать пользователей за публикацию постов о «группах смерти». Мы решили это проверить и с фейковой страницы разместили пост с депрессивной записью и соответствующими хештегами. «ВКонтакте» сразу же заморозили мой профиль, ссылаясь на «подозрительную активность». Вместе с тем администрация группы предложила мне ответить, почему я опубликовала запись с соответствующими хештегами, за которую была заблокирована, и следующие варианты ответов:  «хотел поиграть, это модно, весело, все вокруг так делают»; «меня просили разместить, я увидел призыв на странице ВК»; «меня взломали, впервые это вижу»; «я, наоборот, призывал игнорировать подобные материалы»; «я сам публиковал материалы, они соответствуют моему состоянию». Я выбрала вариант ответа. Служба «ВКонтакте» меня перенаправила на онлайн-консультацию к психологам фонда «Твоя территория».

  В инстаграме дело обстоит иначе. Записи с хештегами #синийкит не блокируют, поэтому в свободном доступе 89 тысяч публикаций. Например, я смогла выйти на странички подростков, которые готовы связаться с «куратором смерти». Подписи на фото с хештегами #синийкит #явигре #ищукуратора разместили более 5000 детей и подростков. К слову, ведя свое расследование, я посетила порядка 100 страничек подростков.

  Дошла ли «игра» до Беларуси? 

  Заблокировать все группы «ВКонтакте», к сожалению, не удастся, потому что многие из них закрытые. Поэтому оценить, есть ли в них белорусские дети и подростки, проблематично. К слову, помимо «синих китов», в социальных сетях созданы группы антисуицида. Их участники по хештегам находят подростков и отговаривают от необдуманных действий. В Беларуси зарегистрированы первые случаи участия подростков в опасных «группах смерти». Волна суицидов всколыхнула Россию, Казахстан, Украину, а значит, родителям нужно быть бдительными. 

  «В Пинске таких случаев нет» 

  Ситуацию комментирует начальник инспекции по делам несовершеннолетних Константин Солоневич

  - За 2016 год в области совершено 8 суицидов среди несовершеннолетних. В данных случаях не прослеживается факт привлечения подростков в «группы смерти» и побуждения к суициду. О том, что в соцсетях орудуют лица, подстрекающие детей и подростков к суицидам, нам известно. Как правило, это психически нездоровые люди. Нужно интересоваться делами ребенка, проводить с ним как можно больше времени, но самое главное – любить и принимать его таким, какой он есть. 

«Интересуйтесь, чем живёт ваш ребёнок» 

  По мнению педагога-психолога Аллы Королевой и социального педагога Тамары Гладович из средней школы № 15, «группы смерти» имеют все признаки секты, которые зомбируют личность и меняют ее сознание. Люди, которые привлекают подростков в подобные группы,  умеют выслушать и пытаются выстроить дружеские отношения. В сообществах используются различные шифровки, мистицизм. Детей привлекает наличие общей тайны, ощущение таинственности. «Группы смерти» проводят определенный отбор, и любой, кто начинает сомневаться и задавать много вопросов, автоматически выбывает из игры. «Кураторы смерти» стараются окружить ребенка заботой и вниманием и тем самым формируют потребность в общении. По словам Аллы Королевой, важно рассказать детям, что общение с незнакомым человеком – это всегда риск. Необходимо обращать внимание на поведение ребенка, с кем он общается, какие социальные группы посещает, чем интересуется. Если ваши дети приходят к вам с проблемой, пусть даже самой пустяковой, выслушайте их и дайте совет. Воспринимайте даже мелочи, которые происходят с ребенком, серьезно. 

  Также Алла Королева отметила, что если ребенок не получает общения в школе, если он чем-то отличается от сверстников, то он может искать друзей и поддержку в социальных сетях. Самое страшное, что мы не знаем, кем может оказаться незнакомец по ту сторону экрана. 

  Если ваш ребенок стал более замкнутым, менее контактным – ни в коем случае нельзя давить на него, а корректно, основываясь на своих примерах, попробовать с ним поговорить, доброжелательно донести свою мысль. Психолог советует попробовать разнообразить быт: начните делать что-то совместно, вовлекайте детей в творческий процесс. Известно, что домашние животные обладают терапевтическим эффектом. Поэтому Алла Королева рекомендует завести домашнего питомца, который будет благотворно влиять на вашего ребенка. Ограничивайте время пребывания подростка в соцсетях. Задайте себе вопрос: нужен ли вашему ребенку телефон в школе, ведь, по сути, он спокойно может обойтись и без него. 

  Специалисты предлагают: запишите своего ребенка в какую-нибудь секцию или кружок. 
Социальный педагог Тамара Гладович советует не решать все проблемы за детей, необходимо учить их самостоятельно справляться с трудностями. Принцип – ребенок дома, а значит, в безопасности – здесь не работает. Родители должны понимать, что порой в соцсетях бывает опаснее, чем во дворе.

  «Позаботьтесь о душе» 

  С вопросом, как относится церковь к теме подростковых суицидов, мы обратились к священнику Свято-Варваринского храма г. Пинска Виталию Наумчику. Вот как он прокомментировал эту ситуацию:

  - Сегодня современные СМИ переполнены ужасными сообщениями о том, как 17-летний юноша заманил своего приятеля в городской парк и зарезал; 14-летний мальчик свел счеты с жизнью, т.к.  его отлучили от компьютера в наказание за плохие оценки; студент повесился на дереве после нескольких часов игры;  подросток, из-за того что родители отобрали у него клавиатуру компьютера, чтобы он не смог ночью играть в свою любимую игру, убил спящего отца, а затем позвал мать и под страхом смерти заставил ее вернуть отобранную клавиатуру, после чего спокойно пошел доигрывать…

  Следует отметить, что список подобных случаев достаточно велик. Люди с головой погружаются в виртуальное пространство, и это определенным образом сказывается на психическом здоровье человека. Приведенные выше примеры тому подтверждение. 

  К сожалению, официальной информации, говорящей об отношении Русской Православной Церкви (далее РПЦ) к компьютерным играм, нет. Имеются только частные мнения различных представителей духовенства  по данному вопросу. Разумеется, Церковь никогда не поддерживала грех и не способствовала его распространению. Тем более, если этот грех относится к самому тяжкому – греху самоубийства. 

  Как же тогда обезопасить своих детей от игровой зависимости и, самое главное, от самоубийства? На поставленный вопрос дать стопроцентный ответ невозможно. Здесь все зависит от самого человека, от его готовности избавиться от игровой зависимости. Очевидно и то, что отказываться полностью от компьютера не нужно. Компьютерная грамотность необходима на любом рабочем месте. Нужно в первую очередь научиться смотреть на современный носитель информации как на инструмент, а не как на заменитель реальности.

  Поэтому верными способами в сохранении своих детей от игромании, приводящей в некоторых случаях к самоубийству, являются внимание, сочувствие, правильное, целостное воспитание, прежде всего внутри семьи, члены которой живут и строят свои отношения на основе закона любви.

  Выход есть всегда!

  На территории Пинска действует телефон «горячей линии» для детей и взрослых: 170

  Республиканская телефонная «горячая линия» по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию, – «телефон доверия» для детей: 8 (801) 100-16-11.

  Также по всем волнующим вопросам можно обратиться в центр дружественный подросткам «Надежда», который находится по адресу: ул. Завальная,18. Связаться можно по телефону: 8(0165) 65-16-58.

  Помните: дороже жизни ничего нет!

  Наталья ЛЕШКЕВИЧ
  Пинский вестник 28.03.2017г.

Что делать, если ребенок попал в "группу смерти" 

 

В социальных сетях массово распространяется информация о "смертельных играх" среди несовершеннолетних.

Детей и подростков призывают вступить в игру "Синий кит", или "Тихий дом", а также некоторые ее варианты - "Море китов", "Разбуди меня в 4.20". По правилам "игры" в течение 50 дней игроку необходимо выполнять различные задания, и в конце якобы совершить самоубийство. Это и будет победой.

Специалисты разъясняют, что нужно знать о "смертельных играх" и куда обращаться, если родители обнаружили, что подросток в "игре".

#1

Что мы знаем об этих играх?

Пользователи "В Контакте" пишут на своей странице пост с определенными тегами и ждут сообщений от организаторов, которые должны с ними связаться и дать дальнейшие указания. По правилам "игры" в течение 50 дней игроку необходимо выполнять различные задания, и в конце он якобы должен убить себя. Как правило, первое здание - нацарапать на руке синего кита и сбросить фотографию. Последнее - убить себя. Администраторы связываются с жертвами в 4.20. Если же подросток отказывается от выполнения финального задания, то есть завершить игру самоубийством, приходит ссылка. Когда он по ней переходит, компьютер выдает: "404 ошибка. Страница не найдена", а спустя 10 минут приходят сообщение с адресом подростка и текст о том, что "они придут и убьют всю его родню".

#2

Как узнать, что ребенок уже в "игре"? Меняется ли как-то поведение подростка, попавшего под влияние суицидальных групп?

Ответить однозначно на этот вопрос сложно, так как все люди имеют разный темперамент и разный опыт общения с родными. У кого-то в поведении может и не произойти никаких перемен, так как они будут тщательно скрываться ребенком из-за страха быть наказанным или чем-то огорчить своих близких. И все же, подтвержденными маркерами суицидального поведения являются резкие изменения в поведении, причем не обязательно в сторону слез и депрессий. Родителям нужно обращать внимание на следующие перемены в поведении ребенка:

Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Но будьте начеку, когда замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда человек уходит в себя, сторонится вчерашних друзей и товарищей.

Излишняя капризность, привередливость. Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Это состояние может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, служебными или семейными неурядицами и тому подобное. Но когда настроение человека чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги.

Депрессия. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Некоторые люди становятся замкнутыми, уходят в себя, но при этом маскируют свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго не замечают перемен в их поведении.

Агрессивность. Непонятные вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом подростка обратить на него внимание, помочь ему. Однако подобный призыв обычно дает противоположный результат - неприязнь окружающих, их отчуждение. Вместо понимания человек добивается осуждения.

Саморазрушающее и рискованное поведение. Некоторые  подростки постоянно стремятся причинить себе вред, ведут себя "на грани риска". Где бы они ни находились - на оживленных перекрестках, на извивающейся горной дороге, на узком мосту или на железнодорожных путях - они везде едут на пределе скорости и риска.

Потеря самоуважения. Молодые люди с заниженной самооценкой или же относящиеся к себе и вовсе без всякого уважения считают себя никчемными, ненужными и нелюбимыми. Им кажется, что они аутсайдеры и неудачники, что у них ничего не получается и что никто их не любит.

Изменение аппетита. Отсутствие его или, наоборот, ненормально повышенный аппетит тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности. Подростки с хорошим аппетитом становятся разборчивы, те же, у кого аппетит всегда был плохой или неважный, едят "в три горла". Соответственно, худые подростки толстеют, а упитанные, наоборот, худеют.

Изменение режима сна. Подростки начинаю спать целыми днями или, напротив, теряют сон и превращаются в "сов": допоздна они ходят взад-вперед по своей комнате, некоторые ложатся только под утро, бодрствуя без всякой видимой причины.

Изменение успеваемости. Многие учащиеся, которые раньше учились на "хорошо" и "отлично", начинают прогуливать, их успеваемость резко падает. Тех же, кто и раньше ходил в отстающих, теперь нередко исключают из школы.

Внешний вид. Подростки, оказавшиеся в кризисной ситуации, неопрятны, похоже, им совершенно безразлично, какое впечатление они производят.

Раздача подарков окружающим, приведение дел в порядок. Предварительно раздают близким, друзьям свои вещи, которые раньше очень любили и ценили.

Угрозы покончить жизнь самоубийством. Они могут быть прямые и косвенные.

Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении человека должны стать предметом внимательного наблюдения. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый человек неожиданно начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться  к нему. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве, которое человек стремится скрыть под маской веселья и беззаботности. Другим тревожным симптомом является, напротив, снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, к жизни. Подростки, которые переживают кризис, теряют интерес ко всему, что раньше любили. Спортсмены покидают свои команды, музыканты перестают играть на своих музыкальных инструментах, те же, кто каждое утро делал пробежку, к этому занятию остывают. Многие перестают встречаться с друзьями, избегают старых компаний, держатся обособленно.

Психологическая травма. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К его слому может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются. Расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими и моральными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера. Если к этому добавляется развод родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, у него могут возникнуть мысли и настроения, требующие обязательной работы со специалистом.

Ну и есть вариант просто поговорить и спросить об этом ребенка, если контакт не утрачен. Многие родители заводят фейковые подростковые профили "В Контакте", добавляются к своему ребенку и отслеживают, что он публикует. Такой вариант, безусловно, про нарушение границ и доверия, но на войне все средства хороши.

#3

Если вдруг узнал, что твой ребенок играет в "смертельные игры", куда звонить и к кому обращаться?

Прежде всего, ситуацию нужно признать. Как показала наша практика - именно это сложно многим родителям. Они говорят себе "это не правда, с моим ребенком такого быть не может. Он же у меня хороший/спокойный/неконфликтный/позитивный и так далее. Это какая-то ошибка, он/она в этой группе случайно, его затянули туда". Это очень типичная картина.

Далее - отнестись к этому по возможности без эмоций - это не вы плохая семья, не вы плохой родитель, и уж тем более не ваш ребенок плохой/нарушитель. Это просто происходит. У этого есть причины, их надо понять. И надо что-то сделать, так, чтобы не стало еще хуже.

Повторюсь, если контакт сохранен, если вы в доверительных отношениях с ребенком, если он делится с вами чем-то личным, а не только школьными новостями и оценками, лучше поговорить откровенно. Сказать, что вы узнали факт его присутствия в группе, что вас это беспокоит, спросить, что ребенок обо всем этом думает. Причем в разговоре 20 процентов должно быть текста родителя и 80 процентов - текста ребенка, важно ВЫСЛУШАТЬ. А потом вместе принимать решение - идти ли к психологу.

Разговор ни в коем случае не должен сводиться к причитаниям и истерике родителя по поводу того, каков окружающий мир в целом и ребенок в частности, не должен строиться в агрессивной, или требовательной, или иной авторитарной форме. Это разговор не для снятия тревожности или гнева родителя, а для того чтобы УСЛЫШАТЬ ребенка и дать ему понять, что вы по-прежнему помните, что он - один из самых главных и близких ваших людей в этой жизни.

Если контакт утерян, важно все же попробовать поговорить в таком же ключе, но здесь просто обязателен визит к специалисту. В каждой школе и поликлинике есть бесплатный психолог, есть национальный телефон доверия. Все это бесплатно. Если не устроило качество помощи, лучше найти платного консультанта, их сейчас много. Контакты специалистов и центров здесь.

#4

И наконец, как обезопасить детей от "смертельных игр"?

Нужно быть внимательным к своим детям, к их вопросам, проблемам, потребностям и состоянию. Даже если внешне это уже далеко не дети, им все равно нужно внимание и помощь родителей. Подростковый возраст - очень сложный с точки зрения физиологии. Гормональные сбои могут приводить к тому, что ребенок чувствует и ведет себя неадекватно, грубит или, наоборот, впадает в чувствительное и тревожное состояние. Мы всегда советуем маме вспомнить, как она чувствовала себя, когда была беременной, ведь тоже гормональный механизм задействован. Родители должны помнить, что они подростком уже были, и именно они могут помочь сейчас своему ребенку. Важно сохранить контакт, разговаривать, проводить совместное качественное время. Понимать, чем живет ребенок, знать его окружение и увлечения. Быть готовым подставить плечо, если будет нужно. Осознавать, что потребности ребенка далеко не ограничиваются материальными. Следить за его здоровьем, так как в этом тоже могут крыться причины депрессии. И не бояться обращаться к специалистам из сферы душевного здоровья - психологам, психотерапевтам, психиатрам, особенно когда речь идет о жизни ребенка.

 

 

 

 Министерство образования РБ          

 

Почтовый адрес: 225715, г. Пинск, ул. Центральная, 18

Телефон: 61-68-05

Факс: 61-68-05

Адрес электронной почты: sch8@pinsk.edu.by

Банковские реквизиты:

Благотворительный счет № BY81 AKBB 3642 0000 0012 9120 0000
Ф-л 121 Беларусбанк код 854
УНП 200299036
Государственный регистрационный номер 2141711618 от 19.04.2017г.