РусскийБеларускiEnglish

 

225710 г. Пинск, ул. Центральная 18

Государственное учреждение образования
"Средняя школа №8 г. Пинска"

 

Главная | Одно окно | Об учреждении | Учащимся | Родителям | Учительская | Сервисы | Школьное питание

 

Меню раздела

 

 

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

 

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Целью развития инклюзивного образования является обеспечение возможностей для получения образования всеми обучающимися, включая лиц с особенностями психофизического развития, в учреждениях основного и дополнительного образования.

Задачи, направленные на достижение поставленной цели:

  • разработка нормативного правового обеспечения инклюзивного образования;
  • осуществление научных исследований, экспериментальной и инновационной деятельности, затрагивающей разные аспекты инклюзивного образования;
  • создание системы научно-методического обеспечения инклюзивного образования;
  • создание адаптивной образовательной среды в учреждениях образования;
  • формирование толерантности у всех участников образовательного процесса;
  • формирование системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических работников, направленной на обеспечение их готовности работать в условиях инклюзивного образования;
  • повышение роли и ответственности законных представителей обучающегося с особенностями психофизического развития в получении образования.

Инклюзивное образование основывается на следующих принципах:

  • системности — инклюзивное образование представляет собой системное явление в образовании, охватывает всю систему образования, применимо на всех уровнях и во всех видах образования;
  • комплексности - инклюзивное образование вызывает изменения во всем комплексе взаимоотношений в учреждении образования, предполагает согласованную деятельность специалистов;
  • доступности — инклюзивное образование требует адаптации образовательной среды для любой категории обучающихся, в том числе обучающихся с особенностями психофизического развития, в учреждениях образования всех уровней основного образования, а также дополнительного образования;
  • вариативности и учета особых образовательных потребностей каждого обучающегося, в том числе с особенностями психофизического развития, индивидуализации образовательного процесса;
  • толерантности — инклюзивное образование предполагает формирование отношений, основанных на понимании, принятии и уважении существующих различий, признании равных прав.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩИМИ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Организация деятельности детей с особенностями психофизического развития дошкольного возраста с частичным использованием школьных методов.
  2. Соблюдение преемственности не только в методах работы, но и в стилях педагогического общения.
  3. Соблюдение преемственности работы и при формировании коллектива детей первых классов через организацию их межличностного общения.
  4. Формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности.
  5. Доброжелательное и уважительное отношение всех участников образовательного процесса к детям (учащимся, воспитанникам).
  6. Адекватная оценка - развернутое описание того, что сумел сделать воспитанник (учащийся).
  7. Применение заданий, способствующих развитию познавательных функций.
  8. Применение различные формы организации учебной деятельности с целью развития коммуникативных умений.
  9. Активизация любознательности и инициативности детей
  10. Организация условий для партнерского сотрудничества учащихся с особенностями психофизического развития и учителей-дефектологов.
  11. Осуществление педагогической пропаганды среди родителей.
  12. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статических форм активности.
  13. При формировании психологической готовности к школе необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности, которые проявляются в уровне обучаемости, в темпе усвоения знаний, отношении к интеллектуальной деятельности, особенностях эмоций и волевой регуляции собственного поведения.

Рекомендации учителям по учебным предметам в работе с учащимися с особенностями психофизического развития

  • Создавать атмосферу доброжелательности.
  • Увеличивать время подготовки у доски, ставить наводящие вопросы, давать примерный план ответа.
  • Разрешать пользоваться наглядностью, дополнительными материалами.
  • Поощрять малейшие успехи (похвала, подбадривание).
  • Анализировать и систематизировать ошибки учащихся, концентрировать внимание на их устранении.
  • Поддерживать интерес у учащихся к теме учебного занятия через использование различных методов и приемов объяснения.
  • Часто обращаться с вопросами для проверки степени понимания основных элементов излагаемого материала.
  • Привлекать учащихся в качестве помощников.
  • Привлекать к высказываниям, организовывать атмосферу диалога.
  • Приучать детей задавать вопросы, если они испытывают затруднения в усвоении нового материала.
  • Осуществлять многократное повторение.
  • Делить сложные задания на этапы.
  • Планирование деятельности (составление плана самостоятельно или по образцу, работа по готовому плану).
  • Отмечать положительные моменты.
  • Инструктирование об алгоритмах действий, использование карточек консультаций с планом действий.
  • Обязательная проверка (в т.ч. самопроверка, взаимопроверка).
  • Стимулирование самостоятельных действий.
  • Дифференцированные задания.
  • Предупреждение о возможных затруднениях.
  • Подробно объяснять, как выполнять задания.
  • Проверять все домашние задания, осуществлять регулярный опрос.
  • Исключать перегрузку учащихся.
  • Создавать ситуацию успеха.
  • Создавать эмоциональный комфорт.
  • Вселять веру в способности любого учащегося (оптимистический прогноз).

Что такое дисграфия?

Научить детей читать и писать – задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников – и делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителя, ошибки при чтении и письме. Например, пропускать буквы: чсы – часы; писать все слова или предлоги со словами слитно; из одного слова сделать два: окино – окно и т. п.

К сожалению, многие родители, а иногда и учителя относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель рекомендует родителям писать с ребенком больше диктантов. И тогда наступает трудный период и для родителей, и для детей. У ребенка возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе. Чтобы избежать этого, проанализируйте ошибки ребенка. Если такие «нелепые» ошибки не случайны, а повторяются регулярно, то ребенку необходимо обратиться за консультацией к учителю-дефектологу. ­­­­­­­

Наличие стойких ошибок такого типа говорит о том, что у ребенка частично нарушен процесс письма – дисграфия.

Учителя начальных классов по опыту своей работы знают, что в классе может быть до 30% учеников, имеющих различные нарушения письма. Процесс письма, который у взрослого человека автоматизирован, вызывает у ребенка множество проблем. Письмо — это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Письмо тесно связано с устной речью, степенью ее развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить.

Чтобы написать слово, ребенку необходимо:

-  определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;

-  соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;

-  воспроизвести с помощью движений руки букву.

Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова.

Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном анализе и синтезе, пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом – дисграфия (от греческого «графо» – письмо).

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.

Классификация дисграфических ошибок

1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:

-  пропуски гласных букв: всят – висят, комнта – комната, урожй – урожай;

-  пропуски согласных букв: комата – комната, вей – всей;

-  пропуски слогов и частей слова: стрки – стрелки,

-  замена гласных: пище – пищу, сесен – сосен, люгкий – легкий;

-  замена согласных: тва – два, роча – роща, урошай – урожай, боказываед – показывает;

-  перестановки букв и слогов: онко – окно,

-  недописывание букв и слогов: чере – через, на ветка – на ветках, диктан – диктант;

-  наращивание слов лишними буквами и слогами: детити – дети, сенег – снег, диктанат – диктант;

-  искажение слова: мальни – маленький, чайщик – чащи;

-  слитное написание слов и их произвольное деление: два – два, бойчасов – бой часов, в ся – вся; неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром, замерзла Речка птицам голодно. – Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.

-  нарушение смягчения согласных: болшой – большой, толко – только, умчалис – умчались, мач – мяч.

2. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико- грамматической стороны речи:

-  нарушения согласования слов: с еловый ветки – с еловой ветки, появилось трава – появилась трава, огромная бабочки – огромные бабочки;

-  нарушения управления: с ветка – с ветки, умчались к чащу – умчались в чащу, сидит стул – сидит на стуле;

-  замена слов по звуковому сходству;

-  слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще – в роще, настене – на стене, на бухли – набухли;

-  пропуски слов в предложении.

3. Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия:

-  замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б;

-  замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;

-  замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;

-  зеркальное написание букв: с,э,ю; 

-  пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.

4. Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объем учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные устно правила орфографии:

-  безударная гласная в корне слова: вада — вода, чисы — часы;

-  правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова: зуп — зуб, дорошка — дорожка;

-  обозначение смягчения согласных;

-  прописная буква в начале предложения, в именах собственных.

    Классификация ошибок основывается на причинах их появления. Это поможет учителю (родителю), как выявить причины затруднений, так и правильно определить вид нарушений процесса письма и спланировать работу по преодолению этих нарушений.

 

 

 

 Министерство образования РБ         

 

Почтовый адрес: 225715, г. Пинск, ул. Центральная, 18

Телефон: 8-0165-61-68-05

Факс: 8-0165-61-68-05

Адрес электронной почты: sch8@pinsk.edu.by

Банковские реквизиты:

Благотворительный счет № BY81 AKBB 3642 0000 0012 9120 0000
Ф-л 121 Беларусбанк код 854
УНП 200299036
Государственный регистрационный номер 2141711618 от 19.04.2017г.