ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Целью развития инклюзивного образования является обеспечение возможностей для получения образования всеми обучающимися, включая лиц с особенностями психофизического развития, в учреждениях основного и дополнительного образования.
Задачи, направленные на достижение поставленной цели:
- разработка нормативного правового обеспечения инклюзивного образования;
- осуществление научных исследований, экспериментальной и инновационной деятельности, затрагивающей разные аспекты инклюзивного образования;
- создание системы научно-методического обеспечения инклюзивного образования;
- создание адаптивной образовательной среды в учреждениях образования;
- формирование толерантности у всех участников образовательного процесса;
- формирование системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических работников, направленной на обеспечение их готовности работать в условиях инклюзивного образования;
- повышение роли и ответственности законных представителей обучающегося с особенностями психофизического развития в получении образования.
Инклюзивное образование основывается на следующих принципах:
- системности — инклюзивное образование представляет собой системное явление в образовании, охватывает всю систему образования, применимо на всех уровнях и во всех видах образования;
- комплексности - инклюзивное образование вызывает изменения во всем комплексе взаимоотношений в учреждении образования, предполагает согласованную деятельность специалистов;
- доступности — инклюзивное образование требует адаптации образовательной среды для любой категории обучающихся, в том числе обучающихся с особенностями психофизического развития, в учреждениях образования всех уровней основного образования, а также дополнительного образования;
- вариативности и учета особых образовательных потребностей каждого обучающегося, в том числе с особенностями психофизического развития, индивидуализации образовательного процесса;
- толерантности — инклюзивное образование предполагает формирование отношений, основанных на понимании, принятии и уважении существующих различий, признании равных прав.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩИМИ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- Организация деятельности детей с особенностями психофизического развития дошкольного возраста с частичным использованием школьных методов.
- Соблюдение преемственности не только в методах работы, но и в стилях педагогического общения.
- Соблюдение преемственности работы и при формировании коллектива детей первых классов через организацию их межличностного общения.
- Формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности.
- Доброжелательное и уважительное отношение всех участников образовательного процесса к детям (учащимся, воспитанникам).
- Адекватная оценка - развернутое описание того, что сумел сделать воспитанник (учащийся).
- Применение заданий, способствующих развитию познавательных функций.
- Применение различные формы организации учебной деятельности с целью развития коммуникативных умений.
- Активизация любознательности и инициативности детей
- Организация условий для партнерского сотрудничества учащихся с особенностями психофизического развития и учителей-дефектологов.
- Осуществление педагогической пропаганды среди родителей.
- Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статических форм активности.
- При формировании психологической готовности к школе необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности, которые проявляются в уровне обучаемости, в темпе усвоения знаний, отношении к интеллектуальной деятельности, особенностях эмоций и волевой регуляции собственного поведения.
Рекомендации учителям по учебным предметам в работе с учащимися с особенностями психофизического развития
- Создавать атмосферу доброжелательности.
- Увеличивать время подготовки у доски, ставить наводящие вопросы, давать примерный план ответа.
- Разрешать пользоваться наглядностью, дополнительными материалами.
- Поощрять малейшие успехи (похвала, подбадривание).
- Анализировать и систематизировать ошибки учащихся, концентрировать внимание на их устранении.
- Поддерживать интерес у учащихся к теме учебного занятия через использование различных методов и приемов объяснения.
- Часто обращаться с вопросами для проверки степени понимания основных элементов излагаемого материала.
- Привлекать учащихся в качестве помощников.
- Привлекать к высказываниям, организовывать атмосферу диалога.
- Приучать детей задавать вопросы, если они испытывают затруднения в усвоении нового материала.
- Осуществлять многократное повторение.
- Делить сложные задания на этапы.
- Планирование деятельности (составление плана самостоятельно или по образцу, работа по готовому плану).
- Отмечать положительные моменты.
- Инструктирование об алгоритмах действий, использование карточек консультаций с планом действий.
- Обязательная проверка (в т.ч. самопроверка, взаимопроверка).
- Стимулирование самостоятельных действий.
- Дифференцированные задания.
- Предупреждение о возможных затруднениях.
- Подробно объяснять, как выполнять задания.
- Проверять все домашние задания, осуществлять регулярный опрос.
- Исключать перегрузку учащихся.
- Создавать ситуацию успеха.
- Создавать эмоциональный комфорт.
- Вселять веру в способности любого учащегося (оптимистический прогноз).
Что такое дисграфия?
Научить детей читать и писать – задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников – и делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителя, ошибки при чтении и письме. Например, пропускать буквы: чсы – часы; писать все слова или предлоги со словами слитно; из одного слова сделать два: окино – окно и т. п.
К сожалению, многие родители, а иногда и учителя относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель рекомендует родителям писать с ребенком больше диктантов. И тогда наступает трудный период и для родителей, и для детей. У ребенка возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе. Чтобы избежать этого, проанализируйте ошибки ребенка. Если такие «нелепые» ошибки не случайны, а повторяются регулярно, то ребенку необходимо обратиться за консультацией к учителю-дефектологу.
Наличие стойких ошибок такого типа говорит о том, что у ребенка частично нарушен процесс письма – дисграфия.
Учителя начальных классов по опыту своей работы знают, что в классе может быть до 30% учеников, имеющих различные нарушения письма. Процесс письма, который у взрослого человека автоматизирован, вызывает у ребенка множество проблем. Письмо — это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Письмо тесно связано с устной речью, степенью ее развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить.
Чтобы написать слово, ребенку необходимо:
- определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;
- соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;
- воспроизвести с помощью движений руки букву.
Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова.
Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном анализе и синтезе, пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом – дисграфия (от греческого «графо» – письмо).
Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.
Классификация дисграфических ошибок
1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:
- пропуски гласных букв: всят – висят, комнта – комната, урожй – урожай;
- пропуски согласных букв: комата – комната, вей – всей;
- пропуски слогов и частей слова: стрки – стрелки,
- замена гласных: пище – пищу, сесен – сосен, люгкий – легкий;
- замена согласных: тва – два, роча – роща, урошай – урожай, боказываед – показывает;
- перестановки букв и слогов: онко – окно,
- недописывание букв и слогов: чере – через, на ветка – на ветках, диктан – диктант;
- наращивание слов лишними буквами и слогами: детити – дети, сенег – снег, диктанат – диктант;
- искажение слова: мальни – маленький, чайщик – чащи;
- слитное написание слов и их произвольное деление: два – два, бойчасов – бой часов, в ся – вся; неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром, замерзла Речка птицам голодно. – Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.
- нарушение смягчения согласных: болшой – большой, толко – только, умчалис – умчались, мач – мяч.
2. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико- грамматической стороны речи:
- нарушения согласования слов: с еловый ветки – с еловой ветки, появилось трава – появилась трава, огромная бабочки – огромные бабочки;
- нарушения управления: с ветка – с ветки, умчались к чащу – умчались в чащу, сидит стул – сидит на стуле;
- замена слов по звуковому сходству;
- слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще – в роще, настене – на стене, на бухли – набухли;
- пропуски слов в предложении.
3. Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия:
- замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б;
- замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;
- замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;
- зеркальное написание букв: с,э,ю;
- пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.
4. Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объем учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные устно правила орфографии:
- безударная гласная в корне слова: вада — вода, чисы — часы;
- правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова: зуп — зуб, дорошка — дорожка;
- обозначение смягчения согласных;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных.
Классификация ошибок основывается на причинах их появления. Это поможет учителю (родителю), как выявить причины затруднений, так и правильно определить вид нарушений процесса письма и спланировать работу по преодолению этих нарушений.