РусскийБеларускiEnglish

 

225710 г. Пинск, ул. Центральная 18

Государственное учреждение образования
"Средняя школа №8 г. Пинска"

 

Главная | Одно окно | Об учреждении | Учащимся | Родителям | Учительская | Сервисы | Школьное питание

 

Меню раздела

 

 

 

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

 

Роль педагогических классов в образовательном пространстве школы

Республике Беларусь создана система непрерывного педагогического образования, важным звеном которой являются профильные классы педагогической направленности (https://pedklassy.bspu.by/).

Для того, чтобы в ближайшем будущем в учреждения образования страны пришли грамотные, творческие, профессиональные педагоги, уже сегодня в стране ведётся целенаправленная работа по привлечению в педагогические учреждения высшего образования наиболее мотивированных выпускников школ и гимназий.

Цель профильной подготовки педагогической направленности – это осознанный выбор старшеклассниками своей будущей профессии.

Задачи профильной подготовки педагогической направленности:

  • мотивировать учащихся на самопознание и развитие своих способностей;
  • развивать мотивы профессионального выбора и потребность в профессиональном самоопределении посредством формирования целостного представления о педагогической деятельности;
  • создавать условия для анализа учащимися требований к профессиональной педагогической деятельности, к профессионально значимым качествам личности педагога;
  • способствовать осмыслению специфики педагогической профессии;
  • развивать умения конструктивного педагогического общения, саморегуляции поведения и деятельности, способность работать в команде;
  • создавать условия для проектирования учащимися стратегии профессионального и личностного саморазвития.

В Беларуси накоплен многолетний опыт ранней ориентации детей и учащейся молодежи на выбор педагогической профессии. В 80-90-е годы ХХ века в республике существовала система педагогических классов, в которых учащиеся на третьей ступени общего среднего образования наряду с общешкольными предметами изучали факультативные курсы по педагогике и психологии. Выпускники педклассов имели возможность поступать в белорусские педагогические вузы на льготных условиях. В 1992 году в Минске была открыта педагогическая гимназия, девизом которой  был «Найти и вырастить учителя в школе!». Гимназисты с V по XI класс изучали систему факультативных занятий по педагогике и психологии под общим названием «Познай себя, воспитай себя», участвовали в различных видах педагогической практики: были помощниками воспитателей в детских садах, помощниками учителей в начальных классах, участвовали в различных социально значимых делах. В результате, около трети выпускников гимназии ежегодно делали осознанный выбор в пользу профессии педагога, отличались высокой мотивированностью и интересом к педагогической деятельности.

Несколько лет назад идея возрождения деятельности профильных классов педагогической направленности нашла поддержку на государственном уровне. Так, в 2014 году Президент Республики Беларусь поддержал предложение вернуть профильное обучение. А БГПУ имени М.Танка выступил с инициативой введения профильной педагогической подготовки в X-XI классах. Таким образом, с 2015/2016 учебного года первые педагогические классы и группы были открыты во всех регионах Беларуси. И всего было открыто 102 класса. Уже в 2018/2019 учебном году таких классов функционировало 420, но это на 21 класс меньше, чем в предыдущем учебном году.

В нашем учреждении  образования первая профильная группа педагогической направленности была открыта в 2016/2017 учебном году.

Каково же содержание деятельности профильных классов педагогической направленности?

Во-первых, это изучение учащимися X-XI классов учебных предметов на повышенном уровне (как правило, это те учебные предметы, учителем которого они планируют стать в будущем).

Во-вторых, освоение курса факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию» (всего 140 ч). Учащиеся на протяжении двух лет посещают факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию». В рамках факультативных занятий для учащихся создаются благоприятные условия для общения, самовыражения и приобщения их к будущей педагогической деятельности. Цель занятий – создать условия для профессионального самоопределения учащихся на III ступени общего среднего образования и формирования позитивной установки на выбор педагогической профессии. Миссия педагогов, ведущих факультативные занятия, вызвать интерес старшеклассников к педагогической профессии и укрепить их в решении стать педагогом.

Содержание программы курса структурировано в четыре модуля: — Модуль 1. «В мире педагогической профессии» (X класс); — Модуль 2. «Человек познающий: практическая психология познания» (X класс); — Модуль 3.«Я в педагогической профессии» (XI класс); — Модуль 4. «Познай самого себя» (XI класс).

Содержание Модуля 1 «В мире педагогической профессии» призвано сформировать представление учащихся о педагогической профессии, помочь им осознать ее высокое предназначение, познакомить с сущностью педагогической деятельности, сформировать устойчивый интерес к педагогической профессии.

Содержание Модуля 2  «Человек познающий: практическая психология познания» ориентировано на формирование когнитивно-рефлексивной стратегии познания и навыков критического мышления учащихся, расширение их представлений в области психологии познания и самопознания, развитие коммуникативной компетентности.

Изучив Модуль 3 «Я в педагогической профессии», учащиеся  получат представление об основных педагогических способностях и своих возможностях в педагогической деятельности. Раздел «Мой профессиональный выбор» предполагает работу над большим проектом по определению стратегии профессионального и личностного саморазвития.

Модуль 4 «Познай самого себя» позволит систематизировать знания учащихся о психологических характеристиках педагогической деятельности, выработать у старшеклассников собственное видение развития в себе профессионально значимых качеств, педагогических способностей, увидеть возможности профессионального роста при изучении тем психолого-педагогической направленности.

В-третьих, педагогические пробы являются важной и неотъемлемой частью содержания деятельности профильных классов педагогической направленности. Это посещение уроков учителей, проведение микроисследований, организация игр на переменах, подготовка и проведение воспитательных дел, фрагментов уроков, практика в школьном лагере и другие испытания, моделирующие ситуации педагогической деятельности.

Наши учащиеся являются активными участниками республиканских конкурсов, проектов, конференций, организованных БГПУ имени М. Танка.

Так, в 2016/2017 учебном году наши учащиеся заняли третье место в областном этапе республиканского конкурса для учащихся профильных классов педагогической направленности «Будущие педагоги – о школе будущего» в номинации «Мультимедийный проект». Информацию о конкурсе смотрите здесь. Материалы конкурсной работы стали гимном и визитной карточкой педагогических групп нашего учреждения образования. (Ссылка на видео )

В 2017/2018 учебном году 7 учащихся педагогических групп принимали участие во II Республиканской научно-практической конференции «Педагогические классы: опыт и перспективы». Учащиеся имели возможность посетить выставку достижений педагогических классов, пленарное заседание, дискуссионные площадки, мастер-классы. Информацию о конференции смотрите здесь. 

  

В 2018/2019 учебном году 6 учащихся принимали участие в проекте «Студент на один день в БГПУ».

 

5 ноября 2019 года 4 учащихся принимали участие III Международной научно-практической конференции «Педагогические классы: опыт и перспективы» в рамках международного научного симпозиума «Непрерывное педагогическое образование – гарант будущего».  С программой можно ознакомиться здесь. На Конференции была организована работа 8 дискуссионных площадок для различных категорий участников: 4 площадки – для руководителей, педагогов, психологов, представителей вузов; 4 «цветные» площадки – для учащихся педагогических классов и студентов из числа выпускников педагогических классов. Шульжик Ольга, учащаяся XI профильного класса педагогической направленности выступила на «красной» дискуссионной площадке «Где растут учителя, или как создавать развивающую образовательную среду в школе?»  с докладом «Профильная педагогическая подготовка как условие успешного профессионального самоопределения». Информацию о конференции смотрите здесь.

  

В период с 02.10.2019 по 22.10.2019 учащиеся профильного класса педагогической направленности, достигшие высоких показателей в учебной и общественной работе, были направлены на оздоровление в УО «НДООЦ «Зубренок» на смену с программой воспитания «От увлечения к педагогической профессии».

В-четвертых, обучение в профильном классе педагогической направленности предполагает создание портфолио «Я – педагог». Оно выступает в качестве  инструмента оценки достижений учащихся профильных классов педагогической направленности.  В портфолио учащиеся фиксируют результаты своей учебной и педагогической деятельности: эссе, творческие задания, данные самодиагностики, презентации, проекты, рефлексивные и оценочные комментарии педагогов, одноклассников и т.д. Основной смысл портфолио – показать все, на что ты способен. В этом случае портфолио становится для учащегося формой фиксации собственных удач и достижений.

Состоять портфолио должно из четырех разделов:

  1. «Мой портрет», где содержатся сведения об учащемся, которые он может представить любым способом.
  2. «Личные достижения», где размещаются индивидуальные достижения учащегося (образовательные, творческие, спортивные).
  3. «Портфолио работ» включает в себя собрание исследовательских, проектных, творческих работ учащегося, результаты педагогических проб.
  4. «Рефлексивный раздел» содержит рефлексивные и оценочные комментарии педагогов, одноклассников, родителей, результаты рефлексии и самооценки учащегося.

 

Портфолио является рабочим инструментом, позволяющим учащемуся эффективно контролировать, планировать и оценивать собственные образовательные достижения, а также помогает определиться с выбором будущей профессии.

О том, как создается портфолио, о его наполнении, о презентации и оценке портфолио вы можете почитать в журнале «Адукацыя і выхаванне» №8, 2016

Ежегодно в конце XI класса у нас предусмотрена презентация и защита портфолио.

Какие же преимущества имеют учащиеся профильных классов педагогической направленности после окончания школы? 

Право поступления на педагогические специальности без вступительных испытаний предоставляется выпускникам, получившим отметки не ниже «8» баллов по профильным предметам. По всем остальным предметам отметки должны быть не ниже «7» баллов. К тому же необходимо будет представить приемной комиссии развернутую рекомендацию из школы, где будет отражено, работал ли абитуриент вожатым, участвовал ли в волонтерском движении, был ли помощником классных руководителей в младших классах, участвовал ли в организации различных школьных мероприятий и прочие подробности, характеризующие будущего педагога. Также необходимо будет пройти собеседование и представить портфолио.

Собеседование проводится с целью  выявления личностных, деловых качеств абитуриента, его способностей к обучению на педагогической специальности. 

Задания для проведения собеседования составляются приемной комиссией вуза в соответствии с учебной программой факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию». 

Подробную информацию смотрите здесь.

О результатах деятельности профильных классов педагогической направленности свидетельствует процент поступления выпускников педагогических классов на педагогические специальности. В нашем учреждении образования он составляет 60 %. Смотрите видео "Выпускники о педагогических классах" .

 

 

 Министерство образования РБ          

 

Почтовый адрес: 225715, г. Пинск, ул. Центральная, 18

Телефон: 61-68-05

Факс: 61-68-05

Адрес электронной почты: sch8@pinsk.edu.by

Банковские реквизиты:

Благотворительный счет № BY81 AKBB 3642 0000 0012 9120 0000
Ф-л 121 Беларусбанк код 854
УНП 200299036
Государственный регистрационный номер 2141711618 от 19.04.2017г.